1. Главная
  2. Новости
  3. Новости кафедры ЮНЕСКО
  4. Международный симпозиум «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху» объединил ученых, специалистов, педагогов практиков из разных регионов России и зарубежья

Международный симпозиум «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху» объединил ученых, специалистов, педагогов практиков из разных регионов России и зарубежья

12 Августа 2025
237

9 августа прошел Международный симпозиум «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху», который прошел под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в рамках Всероссийского форума работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0», собрал участников из разных регионов России и зарубежья.

В рамках симпозиума были представлены интересные доклады от руководителей и сотрудников кафедр ЮНЕСКО, а также педагогов-практиков из сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации. Участники поделились успешным опытом использования цифровых технологий в образовательном процессе, акцентируя внимание на проблемах безопасного, осмысленного и творческого применения цифровых инструментов для содействия обучению и развитию детей.

Открыл мероприятие модератор симпозиума, Александр Николаевич Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО, лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, доктор психологических наук, академик РАО. Александр Николаевич поприветствовал участников симпозиума, отметив важность встречи в научном кластере «Ломоносов» на Воробьёвых горах. Он выразил особую радость по поводу того, что коллеги из разных стран смогли присоединиться к мероприятию онлайн. 

«Сегодня нас ожидает насыщенное заседание, посвящённое вопросам цифровизации. Мы услышим о результатах, которых добились кафедры ЮНЕСКО как в нашей стране, так и за её пределами. Кроме того, мы узнаем о самых важных возможностях сотрудничества, которые являются основной целью организации сети кафедр ЮНЕСКО», — подчеркнул Александр Николаевич.

Александр Николаевич поблагодарил университеты и институты, которые присоединились к исследовательскому проекту «РАСТЕМ ВМЕСТЕ», который был инициирован МГУ в сотрудничестве с кафедрой ЮНЕСКО «Вопросы образования и развития детей младшего возраста» МПАДО, чтобы посмотреть, «как цифровизация, которая сейчас объективно приходит к ребенку до его рождения, как она влияет на его развитие, что мы как педагоги, как психологи, как специалисты в области языкознания, антропологии и других специальностей, что мы должны сделать для того, чтобы развитие ребёнка протекало гармонично».

Затем Александр Николаевич представил данные исследований, на которых видно, что фактически ребенок в цифровом устройстве проводит 1 день в неделю, и это, естественно, сказывается негативно на развитии всех высших психических функций, на физическом развитии, развитие речи и т.д.

Далее Александр Николаевич передал слово заведующему кафедрой ЮНЕСКО «Вопросы образования и развития детей младшего возраста» МПАДО - Николаю Евгеньевичу Вераксе, доктору психологических наук, профессору. Николай Евгеньевич поздравил всех с возможностью проведения такого обсуждения такой важные проблемы.  Он отметил важность обсуждения влияния цифровизации на дошкольное образование, подчеркнув, что одной из ключевых проблем является изменение роли игры в жизни детей. Современные гаджеты позволяют детям взаимодействовать с экраном с раннего возраста, что ставит под сомнение традиционное понимание игры как ведущей деятельности. Николай Евгеньевич также указал на необходимость переосмысления культурно-исторической концепции в контексте цифровых игр и их воздействия на мышление детей, подчеркивая, что цифровизация создает ряд фундаментальных проблем для развития детей: «В этом смысле наша кафедра видит свою задачу в том, чтобы понять, как культурно-историческая концепция может быть модифицирована с учетом вот этой проблемы цифровизации, с которой сталкивается система дошкольного образования».

Следующие выступающие, руководитель кафедры ЮНЕСКО «Адаптация человека и общества в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск. Республика Саха (Якутия), доктор педагогических наук - Жожиков Анатолий Васильевич совместно с директором филиала ФГБНУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» в г. Якутске, Ситниковой Натальей Васильевной и Хосе Антонио Флорес Фарфан, доктором философии, профессором -исследователем антропологии и лингвистики в Центре науки и высших исследований в области социальной антропологии (CIESAS), координатором  цифровой лаборатории языков коренных народов Виктора Франко, Мехико, института Лингвапакс, консультанта ЮНЕСКО по Латинской Америке представили совместный международный проект витализации исчезающих языков коренных народов Республики Саха (Якутии). Проект включает создание мультимедийных книг, содержащих загадки, пословицы и поговорки на родных языках. Уникальность данного подхода заключается в том, что анимированные книги были разработаны самими детьми, что способствует их вовлечению в процесс сохранения и популяризации этнического языка. По словам участников, этот метод не только помогает детям развивать навыки использования родного языка, но и создает возможности для взаимодействия с культурным наследием в рамках внеучебной деятельности.

Следующий докладчик, Зарудная Мария Владимировна, заместитель директора по учебной работе Российского государственного экономического университета им. Г. В. Плеханова кафедры ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний (информационного общества)» отметила важность формирования цифровых навыков и грамотности у детей на ранних этапах их развития «несмотря на то, что университет в основном работает со взрослыми студентами, тема дошкольного образования и развитие цифрового гражданства являются критически важными». Основной акцент доклада был сделан на том, что университет получает студентов, подготовленных в школьных и дошкольных учреждениях. Если у детей уже есть навыки использования технологий и интернета, то задача преподавателей становится проще. Однако, по наблюдениям докладчика, существует расхождение между техническими навыками студентов и их умением эффективно и безопасно использовать цифровые технологии. Часто студенты приходят с недостаточно развитыми навыками критического мышления и поведения в интернете. В завершении своего доклада Мария Владимировна выразила надежду на сотрудничество с сообществом специалистов, занимающихся цифровой грамотностью дошкольников, и создания безопасной образовательной среды. Она отметила важность совместной работы для исследования и развития эффективных программ, которые помогут детям развивать необходимые навыки для успешного будущего.

Тема следующего доклада «Особенности восприятия языка жестов и дактеля детьми с нарушением слуха в процессе обучения: айтрекинг исследование», подготовила Яна Константиновна Смирнова, Смирнова Яна Константиновна, доцент кафедры общей и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», специалист кафедры ЮНЕСКО «Инновационное образование в Евро-Азиатском регионе». Яна Константиновна поделилась результатами исследований, связанные с проблемой обучения детей с нарушением слуха. В своем докладе она акцентировала внимание на важности использования различных средств обучения, которые могут существенно повлиять на процесс восприятия и усвоения информации детьми с такими особенностями приведя результаты эффективного использования языка жестов и дактиля. Яна Константиновна подчеркнула, что эти средства коммуникации не только являются альтернативой устной речи, но и играют важную роль в формировании языковых навыков у детей с нарушением слуха.

Коллеги кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Научно-исследовательского технологического университета «МИСиС», доктор технических наук, профессор Круглов Виктор Иванович и доктор социологических наук Пугач Виктория Федоровна представили доклад с позиции образовательной статистики, представив данные о детях дошкольного возраста в городах и селах, педагогических работников и заработной плате.

Следующим выступающим стала Елена Викторовна Соловьева, кандидат педагогических наук, научный руководитель ГАОУ Школа № 1306 – «Школа молодых политиков», входящей в сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации. Елена Викторовна представила опыт того, как грамотное использование информационных технологий может способствовать развитию творческих возможностей у детей. Важно отметить, что речь идет не о том, чтобы ребенок пассивно погружался в цифровое пространство, а о формировании позиции активного пользователя, который является хозяином технологий, а не тем, кого эти технологии ведут за собой.

Продолжили выступление Екатерина Максимовна Насонова, руководитель проектов Российского Комитета Всемирной организации по дошкольному воспитанию ОМЕП и заместитель директора АНО ДОО "МИР ДЕТСТВА" по инновационным проектам, а также Юлия Вячеславовна Дьяченко-Декова, старший методист АНО ДОО «МИР ДЕТСТВА» сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации. Они представили опыт интеграции цифровых технологий в экологическое образование. С помощью мультстудии и вторсырья они вместе с детьми создают мультфильмы.

Следующий доклад представила Эльвира Азгамовна Садретдинова, кандидат психологических наук, заведующий специальным (коррекционным) детским садом для детей с расстройствами аутистического спектра МЫ ВМЕСТЕ ФГАОУ ВО КФУ сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации, которая поделилась опытом о действительно уникальной и востребованной работе с детьми с расстройством аутистического спектра с применением цифровых технологий.

Эстафету представления опыта использования цифровых устройств в образовании дошкольников приняла Пермякова Матрена Витальевна, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР детский сад «Улыбка» им. П.И. Борисовой в с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации. Матрена Витальевна поделилась опытом применения цифровых средств в музыкальном обучении.

В завершении симпозиума участникам были представлены два видеодоклада.

Первый доклад представил Кандидо Алберто Да Коста Гомес, доктор, профессор в области образования и директор Центра исследований, инноваций и развития Института высшего образования Фафе из Португалии, основатель и почетный член кафедры ЮНЕСКО по вопросам образования, молодежи и общества, который представил свой доклад о влиянии социальных сетей и интернета на детей и подростков в Бразилии. Исследование, проводимое совместно с Александром Николаевичем Вераксой, выявило интересные предварительные результаты. По словам Кандидо Алберто, интернет выступает как неявный агент образования, начиная с периода школьного обучения и продолжая в подростковом возрасте как в школе, так и дома. Однако использование социальных сетей сокращается из-за их постоянного использования, что приводит к увеличению зависимости от интернета.

В продолжении международного диалога о цифровом развитии детей внес вклад А Сабу Джон, профессор, доцент кафедры психологии Университета Христа, Бангалор (Индия). Он поделился некоторыми идеями, практиками и размышлениями о том, как можно обеспечить цифровое благополучие среди детей, в частности, посредством школьного консультирования и взаимодействия с педагогами, опираясь как на мировую литературу, так и на опыт Индии.

В своем докладе А Сабу Джон поднял важные вопросы, касающиеся негативных последствий чрезмерного использования цифровых технологий, таких как нарушение сна, перепады настроения, снижение внимания и даже снижение эмпатии у детей и подростков и предложил цифрового благополучия для детей, направленные на минимизацию этих рисков.

После завершения симпозиума участники долго обсуждали озвученные на мероприятии темы, делясь своими мнениями и идеями. Обсуждения продолжались в неформальной обстановке, где педагоги и специалисты обменивались контактами для дальнейшего сотрудничества. Это создало атмосферу единства и поддержки, способствуя налаживанию профессиональных связей и совместных инициатив в области образования.

Участвующие в симпозиуме кафедры ЮНЕСКО выразили желание продолжить диалог и совместно работать над проектами, направленными на улучшение образовательного процесса в условиях цифровой эпохи.

Симпозиум стал важным шагом к формированию более безопасной и эффективной образовательной среды в цифровую эпоху, способствуя обмену знаний и лучшими практиками среди педагогов и специалистов в области дошкольного образования, а также развитию междисциплинарного диалога по вопросам эффективного использования цифровых технологий в этой сфере.

Нажмите для звонка
+7 499 946-38-05